Харизма и лидерство


 
В классическую социологию термин «харизма» ввел Макс Вебер.
Харизма – это способность человека убеждать и вести за собой.


Если же у нас стоит задача определить, харизматичен ли данный лидер, то мы должны, прежде всего, ответитить на следующие вопросы:

• Пользуется ли он уважением у своих подчиненных?
• Способен ли он убедить людей в своей правоте?
• Обеспечивает ли он защиту своему окружению?
• Видят ли окружающие его люди в нем наставника, учителя?
• Горят ли у него глаза, когда он говорит о целях своей организации?

 

 

Существует два противопоставленных друг другу типа управления: харизматическое и административное.

 

Харизматический руководитель тотально не контролирует сотрудников и, как это ни парадоксально, не поощряет их материально. И при этом подчиненные работают хорошо – из чувства уважения или любви к своему лидеру. Харизматический тип управления – это единственно эффективный способ руководить своим бизнесом, да и, наверное, вообще людьми.

 
 

Актуальность темы:


В последние годы лавинообразно растет число публикаций о харизматическом лидере. На уровне подсознания закрепляется убеждение, что современный руководитель непременно должен им быть. При этом многочисленные примеры бизнеса и политики говорят о том, что харизматическое лидерство в большинстве случаев не гарантирует эффективности руководителя.

 

 

Советы консультантов:


1. Создайте вокруг себя «ближний круг». Успех управленца зависит от его непосредственных подчиненных, так называемого «ближнего круга». Если речь идет о главе компании, то его «ближним кругом» будут топ-менеджеры: коммерческий директор, главный бухгалтер, начальники отделов.

 

2. Очень важно завоевать уважение и любовь своих прямых подчиненных. Люди должны знать, что ресурсами распоряжаетесь вы, и вознаграждение за свою работу они получают от лидера.

 

3. Проявляйте свою исключительность. Надо почувствовать себя избранным и дать почувствовать это окружающим. Хорошо, если у вас есть какие-то привычки, которых нет у подчиненных. Допустим, вы занимаетесь боевыми искусствами или знаете редкие языки. Чем больше «необыкновенных» качеств, которыми вы обладаете, тем лучше.

 

4. Делитесь властью с подчиненными. Не пытайтесь влиять на работу менеджеров в обход их непосредственного начальника. Иначе топ-менеджер будет ущемлен в своих правах, и уровень вашей харизмы для него существенно снизится. Чем выше позиция руководителя, тем больше власти он должен отдавать.

 

5. Оказывайте знаки внимания. Это может быть улыбка или рукопожатие. Подчиненные должны чувствовать ваш интерес к себе и бороться за ваше внимание. Не выражайте свое неудовольствие их работой в присутствии других людей. Прилюдно надо хвалить, а «устраивать разбор полетов» только наедине.

 

6. Опекайте собственных сотрудников. Это может проявиться в выдаче им медицинского полиса, предоставлении кредита, оказании помощи в решении личных проблем, очень часто даже не связанных с работой. Кроме того, во многих компаниях есть юрист — пусть его услугами пользуются ваши работники.

 

Джек Уэлч, бывший директор General Electric, определил роль бизнес-лидера следующим образом: «лидеры работают прилежнее других, наслаждаются этим, хотя и не сразу, и в итоге взращивают самоуважение и уверенность в себе, выполняя больше, чем когда-либо полагали возможным».

Запись опубликована в рубрике Заседания клуба, Заседания клуба за 2009 год с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.